Лев Иванов

By admin | Декабрь 12, 2015
Under:

Иванов Лев Иванович.
18 февраля (2 марта) 1834 – 11 (24) декабря 1901,  Петербург.
Артист, балетмейстер. В 1844 – 1852 учился в Петербургское театральном училище, занимался классическим танцем у А.И.Пименова, Фредерика, Э.Гредлю, Ж. Петипа-отца.
С 1852 в Петербургской балетной труппе. Выступал партнёром Е.И.Андреяновой и Т.П.Смирновой. В 1869, после отъезда из Петербурга  А.Сен-Леона  и назначения  М.И.Петипа  балетмейстером  петербургской  труппы,  Иванов занял положение первого танцовщика, но вскоре уступил первенство П. А. Гердту. Последний раз выступил на сцене в 1893.  Партии:  Феб  и  Клод  Фролло; Валентин (“Фауст”), Солор, Колен, Конрад; характерные танцы. Талантливый танцовщик, выразительный мимический актёр,  Иванов отличался скромностью  и  часто уступалвыигрышные партии другим. С 1858 преподавал  в  младших  классах Петербургского театрального училища; у  него  начинали  учиться  Е.О.Вазем,  М.Н.Горшенкова, Е.П.Соколова, К. М. Куличевская, М.Ф.Кшесинская,  О.И.Преображенская, А.Я.Ваганова.
В 1882  назначен  режиссёром  петербургской  балетной  труппы,  возобновлял старые спектакли и ставил танцы в операх.  С  1885  второй  балетмейстер театра. С этого времени началась его самостоятельная балетмейстерская  работа. Обладая феноменальными музыкальными способностями, Иванов особенно большое  значение придавал музыке, видя в ней источник хореографической образности.
В 1887 поставил в традициях романтического балета  “Очарованный  лес”  Р.Е.Дриго и (совместно с Петипа) “Гарлемский  тюльпан”  Б.А.Шеля,  в  которых сочетал мотивы фантастики и фольклора. В Красном Селе (под  Петербургом) показал балеты “Севильская красавица”  (на  сб.  муз.,  1888),  “Шалость амура” (1890, перешёл затем  на  сцену  Мариинского  театра)  и  “Праздник лодочников” А. А. Фридмана (1891).
В 1890 поставил “Половецкие пляски”  для премьеры оперы А. П. Бородина “Князь Игорь”, в 1892 славянские танцы для 1-го и 2-го актов оперы-балета “Млада” Н. А. Римского-Корсакова.
В 1892 поставил “Щелкунчик”, где самобытно воплотил в танце поэзию зимней  природы (танец  снежных  хлопьев).  Музыкально.-симфоническое  развитие   действия   определяло разработку действия танцевального,     тонкую     “инструментовку” кордебалетного танца. Историческое значение этой постановки, её  воздействие на балетный театр своего времени исключительно велики.  В  1922  спектакль был поставлен в другой редакции, и  с  тех  пор  хореография  Иванова  утрачена. Поставив “Волшебную флейту” Дриго и  2-й  акт  (бал)  в  “Золушке”  Шеля (1893), Иванов вновь  обратился  к  музыке  П.  И.  Чайковского.  В  1894  в Мариинском театре на концерте памяти Чайковского впервые исполнялась  2-я картина “Лебединого озера” в постановке Иванова.
В 1895 И. поставил 4-ю картину балета (1-ю и 3-ю картины поставил М.И.Петипа).  Продолжая  романтические  традиции рус. хореографии 19 в., “лебединые” сцены одновременно пролагали путь  в будущее. Иванов симфонически разработал ансамбли лебедей во взаимодействии с лирико-трагедийным характером героини балета. Совершенство хореографических форм органично вытекало из поэтического содержания образов.
В спектаклях “Ацис и Галатея” А.В.Кадлеца (1896), “Дочь микадо”  В.Г.Врангеля  (1897)  слабая  музыка  не  позволила  Иванову  углубить  опыты симфонизации танца.  Он  успешно  их  продолжил  во  “Второй  венгерской рапсодии” на музыку Ф.Листа, впервые  исполненной  в  1900  как  вставной номер в балете “Конёк-Горбунок” Ц. Пуни. Смерть  не  дала  Иванову  завершить постановку “Сильвии” Л. Делиба, её закончил П.А.Гердт. Задуманную Ивановым  постановку “Египетских ночей” А.С.Аренского осуществил М. М. Фокин. Б. В. Асафьев назвал Иванова “душой русского балета”.
Энциклопедия балета

Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Закладки Yandex Ruspace

Comments are closed.

.